Роль армянского этноса в судьбе чеченского народа

8 Ноября 2022, 16:24, Наука

Роль армянского этноса в судьбе чеченского народа - именно так называется статья Армена Коляевича Саакяна, доктора социологических наук, профессора Гаварского государственного университета, старшего научного сотрудника Института Искусств НАН Армении, который в недавнем прошлом стал профессором кафедры «Общегуманитарные дисциплины» нашего вуза.

Статья А.К. Саакяна посвящена анализу роли армянского этноса в судьбе чеченского народа. Актуальность темы исследования обусловлена рядом составляющих, и прежде всего, её соответствием современной социологической парадигме. Выбранная для рассмотрения тема соединяет в себе два ключевых понятия современной гуманитарной науки «этнос» и «коммуникация».

Автор справедливо указывает, что современная наука должна обосновать приоритеты выживания цивилизации, одним из условий которого является сохранение гармонии многоголосия этнических культур. Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует.

К наиболее важным аспектам, раскрытым автором статьи, следует отнести вывод о том, что к доминантным аспектам этничности следует отнести: происхождение и история этноса, численность и расселение, языковая и религиозная принадлежность; нормы поведения, духовная культура. Обращение к истории развития чеченского этноса, традиционным формам его социальной организации позволяет глубже понять ментальные особенности народа.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения теоретического и эмпирического материала исследования в практике преподавания дисциплин теоретического блока «Социология», «Межкультурная коммуникация», «Дискурс-анализ», «Лингвокультурология».

Предлагаем вам ознакомиться с данной статьей:

 

 

РОЛЬ АРМЯНСКОГО ЭТНОСА В СУДЬБЕ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА

 

Саакян А. К.

ORCID 0000-0003-1602-1044

Доктор социологических наук, профессор

профессор Ереванского филиала

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

E-mail: sahakian2004@mail.ru

 

 

Введение

XXI век характеризуется масштабными по охвату и интенсивности интеграционными процессами в экономической, политической и культурной сферах. В то же время, усиление взаимодействия различных народов между собой, детерминированное интеграционными процессами, возрастание влияния средств массовой коммуникации, расширение деятельности транснациональных корпораций и трудовой миграции все острее ставит проблемы сохранения этнической самобытности, этнической идентичности. На карту мира сегодня наносятся все новые и новые государства, и процесс сепаратизма продолжается. Во многих странах идут гражданские войны, миллионы людей ищут спасения в отмежевании и расколе.

Все это ставит перед социальными науками непростые задачи осмысления происходящего, создания концепции устойчивого развития, построения альтернативных моделей трансформации общества. Современная наука должна обосновать приоритеты выживания земной цивилизации, одним из условий которого является сохранение гармонии многоголосия этнических культур. Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует.

В связи с этим во всем мире наблюдается возрастание интереса людей к своей этнической идентичности принадлежности к определенному этносу. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов приобретает самые разные формы – от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации бытовой и профессиональной сферы, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или возродить национальную государственность. Это объясняется повсеместным желанием народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность обычаев и психологического уклада, вписать новые главы в этническую историю и историю человечества.

В этой связи этничность представляет собой одно из важнейших и объективных явлений, разворачивающееся в современных условиях на фоне складывающегося противоречия: с одной стороны, интенсивная и усиливающаяся тенденция унификации этносов на основе глобализации общественной жизни, с другой, стремления к сохранению этнического своеобразия.

В рамках теории этноса разработаны основные этнические категории, исследованы исторические, социальные, психологические и культурные процессы. Проблемы этноса изучаются философами, историками, этнографами, антропологами, этнологами, социологами, культурологами. Возникли новые области в науке: этнопсихология, этносоциология, этнокультурология, этнолингвистика и этнопедагогика.

Этническая проблематика вызывает значительный интерес во всем мире и исследованиями за рубежом занимались, начиная с XIX века, М. Лацарус, Х. Штейнталь, В. Вундт. Во Франции особенности этнического сознания исследовали Г. Лебон, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс. Значительный вклад в исследования этноса немецкий антрополог Ф Боас, американские культурологи. А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, Г. Горер. и др..

Отдельно можно выделить работы авторов, которые исследуют проблемы этнологии Лурье С. В. и этнической психологии и педагогики: О.В. Аракелян, М.А. Коров, В.В. Кочетков, В.Г. Крысько, А.Р. Лурия, Г.И. Магомедов, З.В. Сикевич, Т.Г. Стефаненко, Г.М. Шайдаева и др..

Само понятие «этнос» в научный обиход было введено известным русским антропологом, этнографом и этнологом С. М. Широкогоровым в XIX веке как новый термин для зарождающейся на тот момент молодой науки этнографии с целью дальнейшей возможности построения дисциплины со своими законами и методам. Понятие «этнос», как указывает  С. М. Широкогоров, предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обладающих иными параметрами тех же характеристик.

С.В. Лурье считает этнос социальной общностью, «которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений» [14].

Известный лингвист, автор диалектных словарей А.С. Герд предлагает понимать «этнос как сложную многопризнаковую семиотическую систему ассоциативно-иерархического многоуровневого типа».

Несмотря на отдельные разногласия в подходах к определению феномена этничности, есть некоторые свойственные общностям характеристики, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К числу таких характеристик относятся: 1) наличие разделяемых членами группы представлений об общем территориальном и историческом происхождении, наличие единого языка, общих черт материальной и духовной культуры; 2) политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, направленность, государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе.

Объектом данного исследования является чеченский этнос, как в структурных, так и в функциональных формах его проявления, предметом исследования выступают все сферы, которые связаны с явлением этничности.  

К доминантным аспектам этничности, на наш взгляд, следует отнести: происхождение и историю этноса, численность и расселение, языковую и религиозную принадлежность; материальную культуру, нормы поведения, духовную культуру: обрядность жизненного цикла. Немаловажным аспектом этнографического изучения является и специфика межэтнических отношений – отношений между чеченским и другими этносами. В данной статье ключевое внимание будет уделено вопросу взаимодействия чеченского и армянского этносов.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные идеи, обобщения и выводы по теории этноса, как целостной системы, развитие которой подчиняется определенным законам. Они изложены в трудах отечественных и зарубежных ученых, специалистов по этническим проблемам, теории и социологии культуры, философов, этнологов, этнопсихологов, которые имеют принципиальное значение для осмысления сформулированных задач исследования.

В качестве важнейшей методологической составляющей исследования взят системный подход к проблеме этнического и культурного возрождения. Кроме системного подхода в исследовании чеченского этноса использовался принципа историзма. В работе применялись также такие общенаучные методы, сравнительный анализ, синтез, моделирование, научное наблюдение.

Обсуждение

На протяжении уже длительного времени многие антропологи, археологи, историки не могут прийти к единому мнению относительно происхождения чеченского этноса. В современных научных концепциях сложились два направления, которые с разных позиций смотрят на прошлое чеченцев. Согласно одному из них, современных чеченский народ является потомками великих культур Востока, которые в глубокой древности переселились из Передней Азии на Кавказ. Другая точка зрения, имеющая наибольшее количество приверженцев, утверждает, что нахи являются коренным населением данного региона, у которого были очень тесные торговые связи с закавказскими и азиатскими народами.

В древних чеченских легендах указывается, что общепризнанной территорией зарождения и формирования чеченского народа, является местность Нашха, находящаяся в горной Юго-Западной части Чечни. По всей видимости, в древности в Нашху входила не только территория, собственно, Нашхи, но и соседних с Нашха горных обществ Пеша, Аьккха, Галай, Ялхара и ряда других, позднее отделившихся от Нашхи.

Значительную роль в идентификации чеченского этноса сыграли армянские исследователи. Согласно древнеармянским источникам, в I-м тысячелетии до н.э., нахские племена занимали северные и южные части всего Центрального Кавказа, где было найдено много вещей, идентичным тех, которые были зарыты в селе Кобан. Опираясь на те же источники, профессор Г.Д. Гумба пишет о том, что в тот момент здесь существовало обширное государство нахов – Нахаматия, которое было способно защитить себя от нападений многих кочевников, приходивших на Северный Кавказ.

 Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» – урартские клинописные тексты – сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа К. Туманов приводил огромное количество топонимов. В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укрепленная местность или крепость называлась «хой». В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: хой – село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

На протяжении длительного периода времени чеченский и армянский этносы связывают тесные отношения. Так, еще в XVIII-м веке в притеречных селениях на севере современной Чечни обосновалась армянские купцы и промышленники. Именно от шелковой фабрики армянского предпринимателя Сафара Васильева пошла современная станица Шелковская.

В XIX-м столетии одним из мудиров (маршалов) и наибов (губернаторов) Шамиля в Чечне был Ахбердил Мухаммед (Ахвердян) - сын принявшего ислам армянского купца. Именно Ахбердил Мухаммед командовал чеченцами в 1840-м году в знаменитой битве на реке Валерик.

Согласно историческим данным, в 1820 г. крепость Грозная начала застраиваться изнутри жилыми домами, где жили семьи солдат и офицеров. Крепость постепенно превратилась в торговый и административный центр. Примерно в это же время в Грозненский форштадт из Дагестана переселяются горские евреи, торговцы и ремесленники. Вскоре появляются в форштадте и жители-армяне – торговцы. Особый большой квартал в Грозненском форштадте занимали лавки армян и евреев. В период существования крепости Грозной, армяне считались многочисленной национальной группой населения. Армянское население в своём большинстве состояло из купцов, торговцев, мастеров-ремесленников и членов их семей. В 1850 году там прошла первая ярмарка, на которую приехали тысячи горцев.

Немало армянских деловых людей в конце XIX-го века участвовали в начале добычи грозненской нефти.  Согласно историческим данным к началу XX в. Грозный становится одним из важнейших торгово-промышленных центров Кавказа, снабжавших нефтью и нефтепродуктами как российский рынок, так и ряд западноевропейских стран. Одновременно, связанный с экономическими рынками страны, быстрорастущий город привлекал к себе значительные грузопотоки.

С проведением в 1893 г. через Грозный железной дороги в развитии местной нефтяной промышленности начинается новый этап — этап широкого освоения нефтяных ресурсов на индустриальной основе. Железная дорога создала совершенно новые условия торгово-экономической жизни города; она связала Грозный с городами центральной России, с одной стороны, и портами Каспия и Черноморья — с другой, открыв тем самым путь грозненской нефти и на зарубежные рынки. Благодаря современной технологии и средствам производства, привлечению значительных капиталов как отечественных, так и в большей степени иностранных, в Грозненском нефтяном районе вскоре выросла крупная нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность.

Еще в период строительства железнодорожного полотна в нефтяном районе работало несколько разведочных фирм. На четырех участках: войсковом, грозненском и двух станичных, общей площадью в 60 десятин, почти одновременно разными фирмами были заложены буровые скважины.

Летом 1893 г. Иосиф Ахвердов приступает к бурению скважины на станичном участке Алхан-Юртовская (Ермоловская) неподалеку от Грозного. С целью эффективной работы бура он впервые в этом районе применяет паровой двигатель. Все это стало возможным лишь после того, когда под общим руководством Л. И. Баскакова и непосредственным наблюдением горного инженера Григория Караханова (Караханян) на участках Ахвердова была произведена разведка шурфом.

Летом 1914 г. армянские инженеры А. М. Хитаров и А. А. Вартанов открывают в Грозном товарищество «Электро-Инженер». Эта единственная в городе электротехническая и строительная контора берет на себя такие заказы, как полное оборудование электрических станций, установка электромоторов и динамо-машин, устройство громоотводов на буровых вышках и другие работы.

Интенсивное развитие грозненской нефтяной промышленности привело к появлению крупных торговых домов, обществ подрядного бурения и новых акционерных обществ.

В Грозном в 20-х годах нынешнего века открываются и активно действуют армянские торговые дома «Георгий Питоев», «Багдасар Акопов и К», «Лазарь Маилов и С-я». В сферу их торговли входит продажа моторов, нефтяного оборудования, промышленных товаров и т. п.

Важную роль в развитии грозненской нефтяной промышленности сыграли армянские горные инженеры, технологи, механики. Занимая ответственные посты в разных организациях, проявляя глубокие знания и активность, они снискали себе высокий авторитет в промышленных кругах Грозного. Среди них инженер-технолог Н. М. Цатуров, служивший в качестве поверенного правления механических, литейных, котельных заводов и подрядного бурения «Молот», а также управляющий делами этого товарищества А. Г. Цатурьянц, директор общества «Нефтероб» Г. Багдатьян, управляющий промыслами нефтепромышленного общества «Грозалдын» Тер-Погосов, директор-распорядитель нефтепромышленного и торгового акционерного общества «Аргун» В. Г. Джалалов, управляющий нефтяными промыслами торгового дома «Лазарь Маилов и С-я» Н. М. Тер-Микелов и его помощник А. П. Тер-Григорьянц, управляющий промыслами нефтепромышленного и торгового акционерного общества «Бензонавт»                      Г. М. Шахдинаров, заведующий промыслами общества «И. А. Ахвердов и К» П. Т. Мармазов, заведующий промыслами общества «Каспийское товарищество» А. А. Паронян, присяжный поверенный акционерного общества «Терская нефть», член грозненской городской думы                                          И. А. Авакимов, а также горные инженеры С. Я. Тер-Мкртычянц,                                      П. М. Цатуров, Тер-Микаелов, Еремянц, И. Т. Хандамиров и др..

Опытные бакинские инженеры и техники-армяне своей научной и практической деятельностью способствовали скорейшему созданию и развитию Новогрозненского нефтяного района (Новые промысла). В общей сложности во всем Грозненском нефтяном районе к 1919 году насчитывалось до 75% армянских горных инженеров и техников. Таким образом, армянский капитал принимал достаточно активное участие в развитии грозненского нефтепромышленного комплекса.

Так, первый в тогда еще крепости Грозной керосиновый завод открыл в 1860-м году армянский купец Иван Мирзоев. А в 1893-м году грозненской нефтедобычей основательно занялся армянский промышленник из Тифлиса Иосиф Ахвердов. В начале XX-го века в городе Грозном существовала крупная армянская община со своими школой, церковью и даже театром.

В конце царского периода (1914 г.) население Грозного увеличилось до 34 004 жителей, из них 1200 жителей составляли армяне. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в конце советского периода население Грозного насчитывало 397 258 жителей, в том числе 14 305 жителей составляли армяне

В 1923 году Армянская церковь находилась в самом центре города, у левого берега реки Сунжа. Город Грозный возник вокруг крепости. В городе имелся небольшой гостиный двор, где торговую деятельность вели преимущественно армянские купцы. Важным вопросом, стоявшим перед армянской общиной Грозного, было открытие национальной школы и строительство церкви.

В апреле 1863 года группа армян обратилась к своему соотечественнику, начальнику среднего военного отдела Терской области генерал-майору Александру Туманову с просьбой о помощи в организации строительства армянской церкви. Спустя некоторое время, 27 апреля 1865 года из канцелярии начальника области в астраханскую армяно-апостольскую епархиальную консисторию пришло сообщение о том, что относительно представленного князем А. Тумановым ходатайства о возведении кирпичной церкви на территории Грозного начальник Терской области возражений не имеет.

В 1920-е годы одним из крестных отцов современной Чеченской республики стал знаменитый Анастас Микоян, в то время нарком по делам национальностей. Именно Микоян настоял на создании Чеченской автономии с центром именно в Грозном, с присоединением к Чечне Сунженского казачьего округа. Микоян пытался защитить вайнахов от депортации и в 1944-м году, попав из-за того в немалую сталинскую опалу.

Анастас Микоян помог в рождении чеченской автономии. В 1923 году Анастас Микоян высказал мнение о том, что необходимо создать Чеченскую национальную автономию во главе с самими чеченцами. Когда в январе 1923 года был подписан декрет Центрального избирательного комитета СССР, согласно которому Чечня объявлялась автономной советской областью, делегация во главе с Анастасом Микояном поехала в Грозный, чтобы созвать съезд и выбрать ревком.

Со временем руководство СССР изменило свое отношение к горским народам. В 1944 году, когда был поднят вопрос о депортации чеченцев и ингушей, Анастас Микоян осторожно возразил Иосифу Сталину, аргументировав, что это нанесет ущерб международному имиджу СССР.

В ноябре 1943 года заместитель наркома внутренних дел В. Чернышев провел совещание с начальниками УНКВД Алтайского и Красноярского краев, Омской и Новосибирской областей. Он, в частности, обсуждал с ними вопросы, связанные с намечаемой операцией "Чечевица" — депортацией около 0,5 млн. вайнахов (чеченцев и ингушей). Ориентировочно намечалось в Алтайский край, Омскую область и Красноярский край переселить по 35-40 тысяч человек, в Новосибирскую обл. – 200 тыс. человек. Но эти регионы, видимо, сумели уклониться, и в плане, представленном Берии в середине декабря, дислокация была совершенно иной: горцев распределяли между областями Казахстана и Киргизии.

Для поддержания порядка в местах новых поселений намечалось открыть 145 районных и 375 поселковых спецкомендатур с 1358 сотрудниками. Был решен и вопрос о транспортных средствах. В целях обеспечения перевозок Наркомату путей СССР предписывалось с 23 января по 13 марта 1944 г. поставлять по 350 крытых вагонов, с 24 по 28 февраля – по 400 вагонов, с 4 по 13 марта – по 100 вагонов ежедневно. Всего формировалось 152 маршрута по 100 вагонов в каждом, а в целом 14 200 вагонов и 1 тыс. платформ. 7

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия утвердил "Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей".

31 января 1944 года Государственный Комитет Обороны под председательством И.В. Сталина издал два постановления о депортации чеченцев и ингушей: № ПГКО-5073сс "О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР" и № ПГКО-5074сс "О порядке принятия на Северном Кавказе скота и сельскохозяйственных продуктов".

17 февраля 1944 года Берия доложил Сталину, что на учет как подлежащие переселению взято 459 486 чел., включая проживающих во Владикавказе и Дагестане. В ходе первой массовой операции (фазы "первых эшелонов") должно было быть отправлено 310 620 чеченцев и 81 100 ингушей.

20 февраля 1944 года в Грозный для личного руководства операцией прибыл Л. Берия вместе с И. Серовым, Б. Кобуловым и С. Мамуловым. В операции были задействованы крупные силы — до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и "СМЕРШ" и около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в "учениях в горной местности". 21 февраля Л.П. Берия издал приказ по НКВД № 00193 о депортации чеченцев и ингушей.

22 февраля Берия встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции, намеченной на раннее утро 23 февраля, и предложил провести необходимую работу среди населения.

За 23 февраля, первый день операции, было выселено 333 739 чел., из них 176 950 погружено в вагоны. К 1 марта было отправлено 478479 чел., из них 387 229 чеченцев и 91250 ингушей (было среди них и около 500 представителей других народов, в основном аварцев, выселенных по ошибке). Около 6 тыс. чеченцев из-за снега застряли в горах в Галанчжойском районе, операция там растянулась до 2 марта.

По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 "антисоветского элемента", изъято более 20 072 единицы огнестрельного оружия.  В июле 1956 года, вышел Указ Президиума Верховного совета СССР «О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингу­шей, карачаевцев и членов их семей». Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек.

Немало красноармейцев-армян принимали активное участие в защите Чечено-Ингушетии в годы Великой Отечественной войны. Армянам, павшим при обороне республики осенью 1942-го, у села Капустино на самом севере Чечни установлен памятный мемориал. При его торжественном открытии у села Капустино Наурского района присутствовали и армянские официальные лица.

Армянский след в истории чеченского этноса прослеживается не только в решении экономических и политических вопросах, но и также в культурной сфере. За последние годы внутри армяно-российских активизировались также и армяно-чеченские связи преимущественно в культурной и гуманитарных сферах. В 2018 году исследовательская группа из Чеченской республики посетила армянский институт-музей древних рукописей Матенадаран для изучения историко-культурного наследия Чечни. Спустя несколько месяцев член правительства Чечни Джамбулат Умаров рассказал, что информацию о нахском народе удалось получить из «шедевра» армянского историка и монаха Мовсеса Хоренаци «История Армении».

В 2017 году мемориальный комплекс Славы имени первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова посетила армянская делегация, в состав которой вошли бывшие жители Грозного и выпускники местных вузов. Гости привезли в дар портрет Первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова в исполнении группы армянских художников под руководством Армена Варосяна. Для создания портрета был использован фосфор, специальные краски и иные материалы таким образом, что в темное время суток сама картина отражает свет и на ней проявляются невидимые при свете изображения.

В 2018 году во время официальной встречи министр Диаспоры Республики Армения Грануш Акопян и чеченская делегация, которую возглавил министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров договорились о восстановлении армянской общины в Грозном. Участники встречи рассмотрели перспективы сотрудничества армянских и чеченских общин в разных точках планеты.

Обращение к истории развития чеченского этноса, традиционным формам его социальной организации позволяет глубже понять ментальные особенности народа. Несмотря на все сложные ситуации, отразившиеся на судьбе чеченцев, они с помощью  представителей армянского этноса достигли значительных успехов в экономике, образовании, науке, культуре, в подготовке кадров. Все перечисленные выше факты свидетельствуют о значительной роли представителей и армянского этноса в жизни чеченского народа. С помощью армян чеченцы прошли общий путь модернизации, в ходе которой происходило экономическое, политическое и культурное развитие.

                                                 

Литература

 

  1. Лурье С. В. Историческая этнология. М.: Изд-во: Аспект Пресс, 1997. – 448 с. // http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology/3.htm
  2. Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2002. - 148 с.

3. Багдасарян Р.З. Об армянской церкви в Грозном // Историко-филологический журнал. 1985. № 1. С. 231-234.

4. Багдасарян Р.З. Культурная и общественно-политическая жизнь армянского поселения Грозного (вторая половина XIX - нач. XX в.) // Историко-филологический журнал. 1989.

№ 2. С. 188-197.

5. Брод И.О. Грозненский нефтепромысловый район (Старо- и Новогрозненские нефтяные промысла) // Нефтяные месторождения Восточного Предкавказья. Грозненский и Дагестанский нефтяные районы: Матер. к XVII Международному геологическому конгрессу. Грозный: Издание Грознефтекомбината НКТП СССР, 1937. С. 28-94.

 6. Гогитидзе М.Д., Бежиташвили Г.А. Военная элита Армении (Армяне-генералы, уроженцы Грузии): Биографический справочник / под ред. Э. Мамукелашвили. Тбилиси: Изд-во «Свети», 2014. 230 с.

7. Головлёв А.А. Этапы и факторы формирования населения г. Грозного (1818-1998 гг.) // Известия Русского географического общества. 2000. Т. 132. Вып. 1. С. 72-83.



Сообщить об ошибке

Опишите ошибку подробнее

Адрес электронной почты для обратной связи